Все мысы Крыма

Экспедиция «Все мысы Крыма» — самое значительное и самое лучшее путешествие ушедшего года. Основной его целью было сфотографировать все именные мысы Крыма, названия которых можно найти на картах Геншаба с масштабом 1000 и 500 метров, а также на туристическом атласе.

Экспедиция "Все мысы Крыма"

Экспедиция «Все мысы Крыма»

Но для начала немного теории. Мыс — это участок суши, вдающийся в море, озеро или реку. Он может быть сложен как коренными породами, так и наносами. На практике, даже по спутниковой карте очень тяжело определить точное расположение мыса, и лишь на местности становится ясно, почему именно этот конкретный выступ называется мысом.

Характерный пример — мыс «Красный» на северо-западе Крымского полуострова. На картах он выглядит как ровный участок берега, более того, береговая линия в этом месте вогнута в сторону материка. Но на фотографии мы видим совершенно другую картину — это полноценный мыс.

Мыс "Красный" на картах

Мыс «Красный» на картах

Мыс "Красный" на фотографии

Мыс «Красный» на фотографии

Полный пробег нашей экспедиции составил 3148км, из них 1730км по контуру береговой линии Крыма. За это время рельеф успел поменяться от песчаных отмелей Каркинитского залива, ракушняковых залежей Тарханкута, гор пафосного Южного Берега до глины Феодосийской бухты, известняка Керченского полуострова и болота Сиваша.

По этой ссылке можно просмотреть наш трек. Самым сложным участком оказался ЮБК. Изначально, планировалось сфотографировать его мысы с катера, взятого в аренду в Балаклавской бухте. Но мы не учли тот факт, что на пути от Балаклавы к Алуште находится мыс Сарыч с правительственными дачами, к которым нельзя приближаться со стороны моря ближе 5км — это максимальное расстояние удаления от берега для небольшого катера. Поэтому, «брать» эти мысы пришлось своим ходом.

В результате экспедиции получилась карта с точками всех 98 мысов и их фотографиями. Ну а в этом отчете я выложу описание самых ярких моментов поездки с фотографиями.

Участники экспедиции

Участники экспедиции

Экспедиция началась со взятия мыса «Картказак» и ночевки на «Бакальской косе». В последнее время песок косы активно смывает прибой, так что с каждым годом её длина уменьшается. Уже сейчас мыс «Песчаный», отмеченный на картах Геншаба, на практике представляет собой остров.

Коса омывается течениями с разных сторон, из-за чего  при абсолютно одинаковой погоде с одной стороны море будет холодным и спокойным, а с другой — тёплым и штормить.

У мыса "Картказак"

У мыса «Картказак»

Рассвет на "Бакальской косе"

Рассвет на «Бакальской косе»

Дальнейшее движение мы продолжили против часовой стрелки с запада на юг и восток Крыма. В районе мыса «Тарханкут» больше всего запомнились каменные поля. Тяжело представить, что на них можно выращивать и как на них работает аграрная техника.

Свежий урожай камней у мыса "Черный"

Свежий урожай камней у мыса «Черный»

Черный ракушняк мыса "Черный"

Черный ракушняк мыса «Черный»

«Тарханкут», далеко не в первый раз, расстроил огромным количеством мусора, который разносится равномерным слоем по всему полуострову зимними ветрами. Спасти ситуацию, похоже, сможет только организация там заповедника и полное закрытие его от доступа людей.

Мыс "Тарханкут"

Мыс «Тарханкут»

Во время взятия мыса «Красный», фактически находящегося на соленом озере «Сасык» у Евпатории, мы решили сократить путь и поехали по дамбе, проложенной через него еще в Советское время. Середина дамбы оказалась сильно размытой, но поняли мы это слишком поздно. В результате, Nissan Patrol застрял на ее узком гребне и нам пришлось на протяжении нескольких часов строить каменный съезд к воде для разворота.

На дамбе озера "Сасык"

На дамбе озера «Сасык»

Район Севастополя запомнился огромным количество российских военных баз, из за которых сильно затруднен подъезд к берегу моря. На одну из них мы случайно попали, проложив дорогу по очень крутому подъему. Но все обошлось небольшим испугом дежурного базы…

С территории военной базы был взят мыс «Фиолент», состоящий из пород вулканического происхождения — остатков действовавшего здесь около 150 млн лет назад вулкана.

Мыс "Фиолент"

Мыс «Фиолент»

Мысы "Лермонтова" и "Виноградный" в районе мыса "Фиолент"

Мысы «Лермонтова» и «Виноградный» в районе мыса «Фиолент»

Неудача с арендой катера для поездки по ЮБК способствовала серьезному подходу к этому участку маршрута. Выехали мы с рассветом, а приехали в лагерь в Новом Свете под закат. Пришлось много блудить среди огромного количества санаториев и коттеджей на берегу, много ходить в поисках удачных ракурсов для фотосъемки.

Но времени на все хватило. Мы даже выделили пол часа на водные процедуры где-то под Никитским ботаническим садом.

В поселке Кацивели

В поселке Кацивели

Около Ялты

Около Ялты

Под Никитским ботаническим садом

Под Никитским ботаническим садом

Поселок Новый Свет

Поселок Новый Свет

Для взятия мысов в районе горы Меганом пришлось попасть на территорию ветряной электростанции. По информации из Википедии, ветроэлектростанция не функционирует, большинство агрегатов разрушено или повреждено ураганным ветром и мародерами. Причина этого — ошибки в проектирования и отсутствие технического обслуживания.

При строительстве ветровой электростанции был нанесен значительный ущерб ландшафту как в эстетическом качестве, так и в природном плане.

Ветроэлектростанция на горе Меганом

Ветроэлектростанция на горе Меганом

Вид на мысы Бугас и Толстый с вершины горы Чабан-Басты

Вид на мысы Бугас и Толстый с вершины горы Чабан-Басты

Начиная от Коктебеля погода испортилась — набежали дождевые тучи и поднялся сильный ветер. Но это не помешало нам продолжить экспедицию и открыть для себя потрясающее место в районе Орджоникидзе — хребет Биюк-Янышар. Хребет имеет вид невысоких гряд с пологими северными и крутыми каменистыми южными склонами, сильно расчлененными эрозией. Он является непосредственным продолжением древнего вулкана Карадаг.

Склоны хребта активно используются как парапланеристами, так и, судя по огромному количеству следов, джиперами. Мы тоже решили не отставать и пересекли хребет с юга на север и направились в сторону Феодосии.

Вид на Коктебель с хребта Биюк-Янышар

Вид на Коктебель с хребта Биюк-Янышар

Хребет Биюк-Янышар

Хребет Биюк-Янышар

Вид на Карадаг со стороны хребта Биюк-Янышар

Вид на Карадаг со стороны хребта Биюк-Янышар

За Феодосией ландшафт резко поменялся. Горы пропали и вместо них появились бесконечная степь, пересохшие соляные озера и красная глина — мы оказались на Акманайском перешейке между основной частью Крыма и Керчинским полуостровом.

На дне соленого озера "Качик"

На дне соленого озера «Качик»

Кстати, военная база в районе Севастополя была взята нами первой, но не единственной. В следующий раз с вояками мы пересеклись в районе мысов «Чауда» и «Опук», где у них с весны проходили учения.

На этот раз, проехать нам удалось «официально» с разрешения местного полковника, которого мы немного развлекли представлением в виде двухчасовой эвакуации Nissan Navara из плотных объятий коварного песка. Для информации, песок там довольно крупный и рыхлый, из за чего машина закапывается быстро, глубоко и надолго.

Операция "Эвакуация Nissan Navara"

Операция «Эвакуация Nissan Navara»

Военный лагерь между мысами "Чауда" и "Опук"

Военный лагерь между мысами «Чауда» и «Опук»

По мере приближения к Керчи ландшафт начал приобретать классический азовский вид — невысокие пологие холмы с балками и выходами известняка в районе береговой линии.

Мыс "Такиль"

Мыс «Такиль»

"Птичий рынок"

«Птичий рынок»

На Керчинском полуострове можно найти много курортов, которые между собой мы в шутку называем «отдых за 5 гривен». На самом, деле все это очень грустно.

Не смотря на проблемы с пресной водой, эта часть Крыма богата на различные достопримечательности — как природные так и искусственные. На его небольшой территории много природных заповедников и заказников, есть грязевые вулканы. На полуострове выявлены поселения каменного и бронзового веков. Здесь находятся прекрасные охотничьи угодья, а неглубокое Азовское море быстро прогревается и идеально подходит для детского отдыха.

Но курортная инфраструктура оставляет желать лучшего. В большинство поселков ведут лишь грунтовые дороги, свалки мусора соседствуют с пляжами, а фраза «есть свободные картонные ящики» становится реальностью.

Около мыса "Борзовка"

Около мыса «Борзовка»

Не мусорить! Спасибо за понимание!

Не мусорить! Спасибо за понимание!

Отдых за 5 гривен

Отдых за 5 гривен

Но все равно, эти места очень душевные. Чего только стоит установленный на самой высокой точке полуострова, горе Хрони, мягкий диван с видом на Азовское море. Или небольшой отельчик, построенный на самом краю мыса «Китень». Хотел бы я выпить чашечку кофе на его балконе во время шторма!

Ляпота!

Ляпота!

Отель на краю мыса "Китень"

Отель на краю мыса «Китень»

Ну а наша экспедиция подходила к концу. Впереди оставалось лишь пару мысов на Сиваше — Гнилом море…

В этот момент я задумалася над вопросом, какой из мысов оказался лучшим за всю поездку? Тяжело сказать, но больше всего запомнился именно этот, последний, с символическим названием «Безымянный».

Мыс "Безымянный" на Сиваше

Мыс «Безымянный» на Сиваше

Именно на нем пришло понимание глубины проделанной работы. Понимание того, что не смотря на множество факторов мы закончили экспедицию — взяли все 98 мысов и вложились в неделю времени.