В бой идут одни Патрули — Устье Сулы
Прошедший 2012-й год мы завершили поездкой в район устья реки Сула. Туда, где она впадает в Кременчугское водохранилище, образуя обширные плавни. Основная цель этой небольшой экспедиции заключалась в поиске новых мест для подводной охоты.
Время года, а именно — поздняя осень, было выбрано не зря. Первый раз мы попали в те места в июле 2011 года и были съедены комарами. Они кусались днем, при свете теплого и яркого летнего солнца, ночью, при свете луны и даже во время дождя! Но в одном лишь отсутствии комаров разница не заключалась. Уровень воды в реке упал на 1.5-2.0 метра и, по словам местных жителей, таким низким он был даже летом, когда река должна быть полноводна!
Так как выезд из Киева был поздним, в район предполагаемого лагеря мы добрались к полуночи. И это было еще одно расстройство, в добавок к уровню воды.
Но расстроились мы не из-за времени, и даже не из-за резкого похолодания до -7⁰C. Все урочище Драчки в районе села Горошино, мекка украинских рыбаков, оказалось сильно загаженным. Кругом виднелись кучи мусора, оставляемые браконьерами с сетками и электроудочками. Так и не найдя чистого места у реки, мы остановились на опушке ближайшего леса.
Исследование Сулы мы продолжили вверх по течению. Низкий уровень воды в реке сильно сказался и на отсутствии грязи. Близлежащие болотца пересохли, а по дну стариков можно было спокойно срезать путь.
Во время экспедиции в селе Горошино был найден дуб Котляревского. По народным преданиям, именно под этим дубом стояла в тревожные августовские дни 1812 года его палатка, когда он приезжал в тогдашний сотенный городок Горошин формировать ополченский конный казачий полк.
На самом деле, в этом месте рос не один, а целых три дуба. Но в 1941 году был произведен поджег находящегося неподалеку хлебоприемного пункта. В результате пожара один дуб сгорел сразу, второй сильно пострадал от огня и еще лет тридцать боролся за свою жизнь. А третий, хотя и подгорел сильно, растет до сих пор и охраняется законом.
Близость плавней с обширными зарослями камыша сказалась на местной архитектуре. Практически все дома, как старые так и новые, покрыты натуральными крышами, что добавляет некий колорит местности.
Но мы продолжали двигаться вверх по течению к еще одной местной достопримечательности — парому-корыту у села Старый Калкаев. Кстати, это единственный способ перебраться с одного берега реки на другой в радиусе 30-40км. Паром представляет собой металлическую платформу и имеет ручной привод в виде натянутого между берегами стального троса и деревяшки. Переезд стоит 8грн и работает круглосуточно.
Противоположный берег у села Тарасовка имеет не характерный для Сулы рельеф. В этом месте река проходит у подножия высокого холма, на вершине которого находится городище. Ну а мы решили больше не уделать время Суле и отправились на ночевку в сторону Кременчугского водохранилища.
Упустим описание подробностей поиска места для ночлега, скажу лишь, что оказалось оно очень колоритным. Заночевали мы где-то в конце одного из оврагов на мысу Жовнино. Попав туда и заглушив машины, мы окунулись в гробовую тишину. Не было слышно ни ветра, ни животных. Но это была приятная тишина.
Уже с утра неподалеку мы нашли песчаный пляж с крутым обрывом, рыбацкую землянку и полусгнившую лодку. В районе земляки с трудом узнавались остатки сада и огорода, а практически под саму хижину шел пересохший ручей.
Завершением экспедиции стала небольшая поездка по старой дороге вдоль обрывистого левого берега водохранилища, что кстати, не очень характерно для Днепра. По дороге мы нашли остатки военных окопов в месте, в котором их быть не должно. Но это уже выходит за рамки данного отчета…